no photo

Что такое средства индивидуализации?

  • Рейтинг:
  • (0 / 5)

Что такое средства индивидуализации?

Быстрый заказ

Средства индивидуализации

Товарные знаки и знаки обслуживания (далее – ТЗ) являются одними из наиболее распространенных средств индивидуализации в хозяйственном обороте. В конкурентной среде ТЗ стали своего рода знаковыми символами, позволяющими отличить одни товары и услуги от других, устанавливать связи между потребителями, изготовителями и продавцами определенных товаров и услуг. Реакция потребителя на символ и, соответственно, на товар или услугу во многом определяет место товаропроизводителя или продавца в рыночной среде. Как известно, выбор потребителем товаров не всегда является рациональным, то есть основанным на характеристиках самого товара или услуги, а определяется его ассоциативным восприятием именно символа или образа, через который строятся представления о товаре или услуге. С этим связан перенос конкуренции из сферы самих товаров и услуг в сферу символов и образов, которые индивидуализируют товары и услуги в рыночной среде.

Охрана ТЗ включает в себя в определенной степени и исключение действий, способных привести к постепенному ослаблению различительной способности знака. Естественно, что параллельное использование различными лицами разных видов средств индивидуализации, тождественных или сходных, неизбежно должно влиять на различительную способность каждого из них, причем эффект ослабления этой способности прежде всего будет зависеть от известности каждого из этих средств индивидуализации. Предупреждение такого влияния осуществляется обычно путем запрета регистрации средства индивидуализации, тождественного или схожего со средством индивидуализации другого типа (например, запрет регистрировать ТЗ, совпадающие с фирменными наименованиями, и наоборот).

Такая конкуренция может быть не только между товарными знаками, но и между товарными знаками и отдельными результатами интеллектуальной деятельности, а также средствами индивидуализации. Это касается в первую очередь объектов, которые являются смежными по отношению к товарным знакам, то есть обозначений, в отношении которых возможна параллельная правовая охрана как товарных знаков и как иных объектов интеллектуальной собственности (например, как фирменных наименований, коммерческих обозначений, объектов авторского права, промышленных образцов и др.). Наиболее распространенными являются коллизии с объектами, выполняющими функции коммерческой индивидуализации. В первую очередь это относится к фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям.

Подобные коллизии возникают также в случаях конфликта товарных знаков и таких результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как объекты авторского права, промышленные образцы, доменные имена, названия сортов растений, названия лекарственных средств, наименования средств массовой информации, наименования мест происхождения товаров, имя и изображение гражданина, и некоторые другие. Следует отметить, что такие коллизии наблюдаются в основном в тех случаях, когда функции указанных объектов и товарного знака в коммерческом обороте совпадают или являются сходными.

Случаи, когда один и тот же объект может охраняться нормами, регулирующими различные виды исключительных прав, – одна из актуальных проблем правовой охраны интеллектуальной собственности. До принятия Четвертой части Гражданского кодекса РФ в условиях, когда эти нормы содержались в различных специальных законодательных актах, возникала коллизия подотраслей и институтов гражданского права на доктринальном, законодательном и правоприменительном уровнях. Общепринятым и наиболее распространенным в отношении данных случаев является подход, согласно которому ни один из охраняемых законом видов исключительных прав не может быть ущербным по отношению к любому другому виду и при столкновении различных видов исключительных прав определяющим является старшинство во времени появления права.

В этой связи исследователями проблемы возлагались большие надежды на Часть четвертую Гражданского кодекса РФ, которая бы могла комплексно регулировать вопросы коллизии прав. Отчасти эти надежды были оправданы: появились общие нормы, касающиеся коллизии прав на средства коммерческой индивидуализации (ст. 1252 ГК РФ и другие), раздел о фирменных наименованиях и коммерческих обозначениях, найдены новые оригинальные решения в отношении отдельных вопросов правового регулирования. В то же время приходится констатировать, что Четвертая часть ГК РФ содержит отдельные недостатки. Это касается и регулирования вопросов коллизии прав между различными объектами интеллектуальной собственности.

Гражданский кодекс РФ не дает четкого определения для средств индивидуализации, однако многие авторы определяют его как совокупность данных в виде текстов, изображений или символов, которые служат отличительной чертой для предприятия. Этот термин действительно зачастую применим только к коммерческим организациям, которые пытаются выделитьcя среди конкурентов на рынке сбыта. Такая индивидуальность позволяет потребителю четко определять необходимую фирму по особенным цветам, узнавать ее рекламу с первых секунд, а, значит, безошибочно находить ее продукцию на торговых прилавках. К основным средствам индивидуализации  относятся:

товарный знак;

– коммерческое обозначение;

– фирменное наименование;

– наименование места происхождения товаров.

Товарный знак – основное обозначение, которое используется коммерческой организацией. Оно может выглядеть в форме изображения, аббревиатуры, сочетания цветов, видеоклипа и т.д. Для примера, можно назвать ТМ «БМВ», ТМ «Московские колбасы» и так далее. Основная особенность товарного знака в том, что он не является лишь набором букв или цифр. В основном это сочетание изображения с названием предприятия, которое четко отличает его остальных аналогов.

Коммерческое обозначение – название, которое индивидуализирует предприятие. В этом случае речь не идет о названии юридического лица, которое прописывается в уставных документах и используется на фирменном бланке. Речь идет именно о предприятии, месте размещения мощей производства, например, завод «Строитель», которым владеет юридическое лицо ОАО «Иванов и компания».

Фирменное наименование – название, которое используется для индивидуализации коммерческого предприятия. Это фраза или слово, которое используется для создания рекламного слогана и представляется конечному потребителю. Оно, как и коммерческое обозначение, может не совпадать с зарегистрированным названием юридического лица.

При оценке тождественности или сходства до степени смешения между использованным обозначением и товарным знаком следует исходить

из Правил составления, подачи и рассмотрения заявки  на  регистрацию  товарного  знака  и  знака  обслуживания,  утвержденных приказом

Федеральной  службы  по  интеллектуальной  собственности,  патентам  и  товарным  знакам  от 05.03.2003 # 32 (далее  – Правила). Из  положений пункта  14.4.2 Правил  следует,  что  словесное обозначение  считается  тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах – звуковом (фонетическом), графическом (визуальном) и смысловом (семантическом).

Обозначение  считается сходным до степени смешения с  другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

  Суд по интеллектуальным правам признал законным отказ в исключении из наименования профсоюза словесного элемента, тождественного сокращенному фирменному наименованию нефтедобывающего АО. АО приобрело исключительное право на свое фирменное наименование ранее регистрации наименования профсоюза. Однако это не безусловное основание для удовлетворения заявленных требований. Стороны спора имеют различные организационно–правовые формы. Истец – коммерческая организация, ответчик – некоммерческая. Отличаются и виды их деятельности, поэтому они не являются конкурентами на рынке. Следовательно, возможность смешения рядовыми потребителями спорных наименований отсутствует. (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 августа 2018 г. #С01–513\2018 по делу #А75–10294\2017.).

              В сфере защиты ИС в сети Интернет возникает достаточно много споров, связанных с доменными именами, которые в соответствии с п. 15 ст. 2 ФЗ  "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 #149–ФЗ определены как «...обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет». В судебной практике даются и другие определения домена: Домен – область подключения устройства (группы устройств) к условному иерархическому пространству сети Интернет, индивидуализируемая цифровым IP–адресом. Доменное имя – уникальное символьное обозначение, зарегистрированное в Реестре доменных имен и предназначенное для облегчения адресации по цифровому IP–адресу устройства, подключенного к условному иерархическому пространству сети Интернет. Дело #A41–22989\10

Комментарии отсутствуют
Оцените от 1 до 5

Смотрите также:

test

143026, Россия, Москва, территория инновационного центра «Сколково», Большой бульвар, 42, стр.1 +7-495-646-83-35